Созерцание – это насилие? Бессмысленность и безнадёга гения Ханеке.


Недавно мной был просмотрена кинолента « Забавные игры» австрийского режиссера Михаэля Ханеке, известного экспериментатора и моралиста в области кино. Что же можно сказать про сей шедевр западного кинематографа? Произведение определенно шокирует своей нетипичной структурой повествование и атмосферой тотального безумия которая обрушивается на неподготовленного кинозрителя. Повествование начинается с того как типичная мещанская семья состоящая из матери отца и сына едет в свой загородный дом на озере, а в машине играет опера Генделя которая неожиданно обрывается на кислотную панк-рок композицию Naked City. Как известно из интервью самого режиссера, этот музыкальный диссонанс подчеркивает как герои входят в пространство фильма, где начинается настоящий и бесконтрольный хаос. По приезду героев в их загородный дом к ним сразу же наведываются два парня под невинным предлогом попросить яйца у соседей. Но даже после того как они получили желаемое они не спешат покидать дом, а напротив ищут множество предлогов, чтобы задержаться. Поведение парней не нравится семье, и они, подозревая что-то неладное, просят их уйти, но они ведут себя нагло, а в добавок и вовсе избивают десятилетнего сына, а после отца семейства ломая ему ногу. После чего садисты начинают издеваться над семьёй — начинают играть в игры, приносящие им удовольствие: «Холодно/Горячо», «Кот в мешке», «Любящая жена». По итогу один загородный дом становиться подобием человеческого вакуума где процветает физическое и психологическое ультранасилие. Но стоит отметить что помимо игры садистов с семьей начинаться и игра Ханеке со своим зрителем что в принципе не присуще академическому кино. Режиссер с целью исследования природы ненавистного ему насилия поддает деконструкции все – жизнь героев, восприятие зрителем картины повествования и даже саму материю жизни внутри ленты. Этой экспериментальной работой Ханеке хотел провести грань между насилие в массовом кино, которое перестало быть чем то пугающим и тяжелым, а выполняет лишь роль развлечения для зрителя и реальным насилием. По итогу у него это получилось. Причем не без помощи самого зрителя. Ведь как бы странно это не было, но именно зритель, а точнее созерцание зрителем «забавных игр» и составляет то самое ультранасилие. Зритель может становиться как бы соучастником. Для создания такого эффекта был использован прием разрушения четвертой стены, так повествование на некоторое время останавливается, а герой поворачивается к камере и будто подмигивает своему созерцателю. Данный прием полностью стирает грань между вымыслом и реальностью. По итогу можно сказать что кинокартина удивляет не столько сюжетом сколько мрачной атмосферой где таится полная безысходность, моральное давление, изоляция и абсолютное и неконтролируемое безумие. Но этот фильм стоит посмотреть только потому, что именно такие фильмы переворачивают сознание и помогают достичь того самого катарсиса. Не считая того что это поистине авторское кино сможет удивить даже самого пресыщенного зрителя.

Похожие публикации

Тут ничего нет

Нет комментариев